Новости индустрии
ВСЕ НОВОСТИ
EVENT
HORECA
НОВОСТИ ЗАВЕДЕНИЙ
НОВОСТИ ИНДУСТРИИ
Подписаться
13 Сентября 2017

Чаевые, включенные в счет: плюсы и минусы

Случаются в жизни сюрпризы, порой неприятные. К таким относится, например, счет в ресторане с отдельной строкой внизу – «Плата за обслуживание» или «Сервисный сбор». И сразу осадок на душе – тебя ставят перед фактом, лишая возможности выбора. Что делать в подобном случае? Можно и нужно ли отстаивать свои права? И законны ли такие, включенные в счет чаевые? Правовой ликбез проводит ведущий поисковый интернет-портал www.4banket.ru.

Что думает закон о включенных в счет чаевых?

 

Сразу оговоримся, что речь идет о российских законах и правилах, действующих только на территории РФ и распространяющихся на заведения общественного питания, работающих на территории России.

 

Важно: согласно российским правилам общественного питания, включение чаевых в счет, без предварительного на то уведомления, является нарушением прав потребителей (пункт 1 статья 16 ФЗ "О защите прав потребителей") и Гражданского кодекса РФ.

 

Таким образом, если клиент кафе/ресторана впервые узнал о подобном сервисном сборе заведения из счета об оплате, то есть по факту, в конце трапезы, он имеет полное право возмутиться и отказаться от оплаты этого сбора.

 

Но! Если заведение на видном месте – при входе, в меню, в самом его начале и крупными буквами, - предупредило своего клиента, что взимает сервисный сбор в таком-то размере, то клиент считается уведомленным и не лишенным права выбора: принимать ему подобные условия или отказаться и покинуть заведение. В данном случае, все в глазах закона выглядит правомерным.

Зачем ресторан включает чаевые в счет?

 

Как объясняют сами рестораторы, практика включения чаевых в счет пошла от жалоб официантов на то, что при обслуживании крупных, групповых заказов, им достаются «унизительные» чаевые. Что именно подразумевает определение «унизительные чаевые», не уточняется. Но вероятно, это чаевые менее 10 процентов от тотального счета.

 

И администрация заведения нашла выход – стала включать чаевые в счет, отдельной строкой, с фиксированным процентом.

 

Эту практику быстро подхватили и другие рестораны, ибо она соответствует логике подобных заведений, которым выгодны дополнительные платежи – за доставку, питьевую воду и прочее.

 

Кроме того, крупные заказы, на самом деле, грешат мизерными чаевыми и дополнительной нагрузкой на обслуживающий персонал. Они постоянно отвлекают внимание официантов, перетягивая его от индивидуальных столиков. В результате, официант лишается вознаграждения со стороны некрупных заказов, которое он получил бы, не будь он постоянно отвлекаем большой группой гостей.

 

На заметку: обычно большой группой гостей в ресторане считается группа из 8 и более человек. А размер нормальных чаевых – 10 или 15 % от суммы счета заказа.

Плюсы и минусы включенных в счет чаевых

 

К плюсам относятся:

 

  • гарантированное получение чаевых службой сервиса ресторана. Официанты спокойны, ибо у них есть «страховка» - включенные в счет чаевые;
  • получение заведением дополнительного платежа.

 

Но! Заведение при этом сильно рискует нарваться на административный штраф (статья 14.5 Кодекса об административных правонарушениях РФ). А все потому, что стоимость обслуживания уже внесена в стоимость блюда при составлении меню, и дополнительный сбор – в виде включенных в счет чаевых, – если не поступает в кассу заведения, является, по сути, неоприходованной выручкой.

 

Минусы видятся в следующем:

 

  • возникновение конфликтных ситуаций с клиентами. Никому не нравится, когда его ставят перед фактом, лишая возможности самостоятельного принятия решения. И некоторые посетители заведения, поставленные в такую ситуацию, выражают неудовольствие и отказываются платить, вызывая менеджера зала на разборки;
  • потеря части клиентов, не согласных с таким дополнительным сбором. Постоянные клиенты, знакомые с порядком вещей и принимающие правила игры, едва ли, изменят своему заведению. А вот новые посетители, с большой долей вероятности, предпочтут кафе/ресторан без добавочных чаевых;
  • отсутствие мотивации у персонала. Зачем сильно стараться, если чаевые и так будут, если их уже внесли в счет? Это все равно, что ждать от ребенка одинаковой отдачи в учебе при стимулирующих карманных выплатах и без таковых. Есть, конечно, сознательные школьники, получающие великую радость от вкуса гранита науки. Но роль стимуляторов никто не отменял, а чаевые являются одними из них.

 

Важно: специалисты отмечают также психологический момент ситуации с включенными в счет чаевыми. Данное положение вещей лишает клиента возможности почувствовать себя хозяином положения, щедрым оценщиком. По сути, он уже и не оценивает ничего – его мнение по поводу качества обслуживания никому не интересно. Хороший сервис или плохой, заплати фиксированный администрацией заведения процент и все дела!

 

Не очень приятно! А потому и не удивительно, что, при неудовлетворительном сервисе, вероятность возникновения конфликтных ситуаций, при оплате счета с включенными чаевыми за обслуживание, возрастает в разы.

 

Резюме от 4Банкет: хочется спросить: А оно того стоит? Возможно, было бы дальновиднее со стороны администрации заведения, позволять клиенту проявлять щедрое великодушие, оставляя ему право выбора и держа в постоянном тонусе свой обслуживающий персонал.

К другим статьям:

Проголосуй и получи подарок!

10 правил хорошего официанта

Что такое чаевые для официанта и как их заработать?

Поиск ресторана в Москве

НОВОСТИ ИНДУСТРИИ